-11 °С облачно
$ - 56.34 руб.
€ - 69.90 руб.

Детские игры с национальным колоритом: как развлекались дети в Марий Эл

hands-2847508_960_720.jpg

А помнишь, как мы раньше играли? А помнишь, как нас родители ругали за то, что мы домой приходили поздно? Вся наша одежда была мокрой от снега, но на лице светилась довольная  улыбка. 

Именно так порой любят вспоминать своё «золотое время» два друга, которые встретились спустя годы и которым есть, что вспомнить. Время проходит. Беззаботное детство сменяется отрочеством, юностью, а далее взрослой жизнью, загруженной рутинной работой и обязанностями. А в памяти бережно хранятся тёплые воспоминания о детстве, о доме, о том, как играли всей детворой. Вспоминается время, куда хочется вернуться хоть на мгновение.

Никто точно не знает, когда появилась первая игра или что-то наподобие игры, но все понимают, что именно через игры дети начинают познавать мир и всесторонне развиваться. Игры полезны, но в меру. Как гласит народная молва: «Играй, да не заигрывайся. Играть - не устать, не ушло бы дело».  

Girl-Happiness-Fun-Children-Child-Happy-Joy-Kid-1241817.jpg

Игры на дому

У марийского народа имеются традиционные игры, которые условно можно разделить на обрядово-праздничные и повседневные. Так как на календаре зима, мы подробнее расскажем о зимних играх. Опять же условно зимние игры подразделяются на уличные и домашние. Когда погода не позволяет ребятне резвиться на улице, те придумывают игры на дому: «Сокыр тага», «Шыгыле, «Пешки», «Карта-паҥга» и т. д.

«Сокыр тага» («Слепой барашек») – это марийская игра в жмурки. В неё обычно играли дома или даже в хлеву в полной темноте. По правилам водящий должен был поймать кого-нибудь и угадать кто это, а те с помощью звуков и хлопков давали ему знать, где они находятся. Если у него получалось угадать имя пойманного, то тот становился на место водящего. При этом глаза закрывали повязкой, либо водящий просто закрывал глаза. Эта игра развивает слух, изворотливость и  учит ориентироваться в пространстве. И сейчас игра «Сокыр тага» приводит ребятню в полный восторг.

baby-2939646_960_720.jpg

Мария Ключевая, сотрудник МарНИИЯЛИ: 

Есть такая игра «Шы́гыле» – марийская игра в кости. Раньше в неё играли в Рождество «Шорыкйол». Игроки, подбросив вверх 9 лодыжек (маленьких мячиков), ловили их двумя ладошками. Кто сделает большее число бросков, становится победителем. Когда ловили косточки, ладошки поворачивали: ловили через раз то тыльной, то обратной стороной ладони. Потом помощник  подбрасывал косточки вверх по одной, а соревнующийся ловил их обеими руками (тыльной стороной ладоней). У кого руки самые гибкие, выходил победителем. Далее уже победители соревновались между собой. В конце игры узнавали, у кого самые проворные руки.

Уличные игры и забавы

Среди уличных зимних марийских игр можно выделить следующие: «Шаркала модмаш», «Кредалмаш», «Я сам халамер», «Йыдал Пазар» и т. д.

«Шаркала модмаш» (Шаркаýла модмаш) игра в шаркаý – командная игра, чем-то напоминающая современный хоккей. Две команды не пропускают на свою территорию деревянный шарик и ударяют по ней чем-то вроде клюшки.

«Кредалмаш» (борьба, драка) – это уличная игра, в которую резвились мальчики и юноши. 

Мария Ключевая, сотрудник МарНИИЯЛИ: 

Обычно это были бои улица против улицы, в которых, чтобы победить соперника, надо было уложить его на лопатки. Оказавшиеся на земле, выходили из игры, и так до тех пор, пока одна команда не победит всех соперников. Эти бои проводились только зимой и только в валенках, обычно вечером.

32597-FX-6-0-12-6-0-0.jpg

«Я сам халамер» – марийская игра, напоминающая «Царь горы». Все играющие стараются занять вершину горы. Чтобы добраться до неё спихивают друг друга. Тот, кто окажется на вершине снежной горы, кричит: «Я сам халамер!», но только до тех пор, пока его не спихнут оттуда.  

Игра «Йыдал Пазар» («Базар лаптей») в некоторых регионах имеет свои названия. Зимой в снегу делали яму, в которую клали старые лапти, а в центр засовывали верёвку, и всё это замораживали. Один игрок был ведущим. Он держал свободный конец веревки и бегал по кругу, защищая свои лапти. Целью других игроков было забрать их, но при этом не попасться под руки водящего. Хозяин верёвки пинал всех озорников, кто пытался забрать его лапти. Если у него получалось кого-нибудь пнуть, то тот становился на его место. Игра продолжалась до тех пор, пока все лапти не оказывались за пределами очерченного кольца. Если ведущий за всё время, пока у него отбирали лапти, никого не смог пнуть, то его заставляли танцевать, петь, рассказывать стихи или разыгрывать сцену. Во время игры конец верёвки всё время был в руках ведущего, он мог бегать только по тому радиусу, насколько хватало длины верёвки.  Ведущий не мог задевать руками играющих, а только ногами.

kids-2835430_960_720.jpg

Течением времени унесло много игр, но в тоже время появляются новые, более сложные, но не менее интересные игры. В моё детство мы с ребятами катались через горку на санках, играли в снежки, строили крепость, снеговики. Мы целыми днями пропадали на улице. Было весело – есть, что вспомнить.

Играйте, пока играется! 

Комментарии
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений