-8 °С облачно
$ - 66.43 руб.
€ - 75.39 руб.

Новая жизнь марийского орнамента

mariiskii nackostum.jpg

Всё новое – это хорошо забытое старое. Именно так можно охарактеризовать тенденции современной моды, которые опрометью сменяют друг друга. Мода динамична. Она не стоит на месте. Поэтому, то, что модно сегодня, может выйти из моды уже завтра.

В последнее время в моду повседневной и официальной одежды стали возвращаться старинные марийские вышивки. Появиться в обществе в марийском национальном костюме считают хорошим тоном певцы, музыканты, художники, артисты и другие культурные деятели. Люди, далёкие от сцены, но горячо любящие свою культуру и народ, стараются посещать массовые гуляния, устраиваемые в честь национальных праздников Ӱярня, Кугече, Пеледыш пайрем и др., в одежде, украшенной марийским орнаментом. На традиционные моления в рощу люди также приходят облачёнными в национальные костюмы. Так принято, показать каким-либо элементом из одежды свою принадлежность к нации.

24127192_1214319288699810_1359718587861827584_n.jpg

Так, главный редактор интернет-журнала «Арслан» Эльвира Куклина, поделилась с нами: «Я с удовольствием ношу одежду в этностиле. Но не только на официальных мероприятиях, а также каждый день. В моём гардеробе есть много вещей, украшенных марийской вышивкой. Это и платья, костюмы, блузки и даже сумки. Ещё мне нравятся наши марийские украшения. Чтобы завершить образ, я часто использую украшение из ракушек каури, что также является оберегом. Я считаю, что молодому поколению стоит обратить больше внимания на национальную одежду и украшения. Ведь так мы показываем, свою любовь к культуре своего народа».

Конечно, современная одежда, украшенная марийским орнаментом, выглядит иначе, нежели ранее. Женщины уже не носят шурку, шымакш, сорока, нашмакш и другие головные уборы. В их гардеробе отсутствует кафтан, вышитый пояс и другие элементы марийского костюма.

24177476_867854536672932_8429849302473375744_n.jpg

Фабричная одежда больше полу века, как полностью заменила традиционную одежду марийцев. Обувь стала более удобной и практичной. Одежда перестала быть оберегающим элементом, показателем возраста, пола, социального статуса, признаком определения разных этнографических групп марийцев (восточных, луговых и горных). Сейчас это просто «тряпка», которая выгодно подчёркивает красоту, сексуальность, финансовые возможности своего обладателя. Ценность одежды упала, и, конечно, мы сейчас не говорим о деньгах.  Человек может быстро обновить свой гардероб, а вышедшие из моды вещи выкинуть или раздать. Люди не хранят, не берегут старую одежду, но всё чаще и больше покупают новую. Украшения также перестали использоваться как обереги. Женщины не носят национальные головные, шейно-нагрудные, поясные подвески и украшения в обычной жизни. Сейчас появились другие украшения, которые служат для демонстрации красоты и богатства их носителя.

В обычной жизни и не встретишь женщину, которая бы прогуливалась по улице в одежде со старинными марийскими вышивками и украшениями. Хотя на традиционных молениях или больших праздниках такое явление не в диковинку. Молодая певица, Алина Макарова, является одной из любимых исполнительниц марийского народа. Звучащие с её уст песни на родном языке порадуют любого, как и её наряд. На концертах Алина выступает в различных костюмах с марийской вышивкой. Но, как призналась сама певица, в обычной жизни она редко носит вещи с марийским орнаментом, однако считает, что её сверстники должны иметь в своём гардеробе что-нибудь национальное.

Посмотрим, какое значение раньше имела одежда. В старину марийцы изготовляли одежду в домашних условиях с использованием натуральных материалов: конопляного, льняного холста; домашнего сукна, полусукна, шкур животных, шерсти и лыка. Это была очень трудоёмкая работа. Все отверстия на одежде украшались орнаментом, чтобы защититься от сглаза или болезни. Орнамент представляет собой композицию из рун, каждый из которых обладал особым смыслом. Так в орнаменте могли присутствовать социальные и полувозрастные знаки. Мужской и женский костюмы состояли из рубахи, кафтана, штанов, пояса с подвесками, головного убора, лаптей с шерстяными и холщовыми онучами и кожаной обуви. Знаки в мужских и женских одеждах были различными, так как отличались по смыслу. Женская одежда была намного богаче украшена, чем мужская.

24127122_518551418512043_7507452286214340608_n.jpg

Раньше молодые девушки сами шили одежду и украшали её вышивкой. Обучение нанесению орнаментов проводилось по женской линии. Ещё с малых лет девушки собирали себе приданное: украшали одежду орнаментом. У них не было схем или черновиков. Рисунок был у них в голове. Вкладывая колоссальный труд в пошивку одежды, женщины ценили то, что носили.

- Возрождение старинных марийских орнаментов, как и любое возрождение, связано с какой-то необходимостью или спросом, - именно так объяснила индивидуальная рукодельница, Ираида Степанова, возвращение марийских вышивок в моду повседневной и официальной одежды. Ираида не просто шьёт одежду, а изучает историю и культуру марийского народа. Для неё важно украсить одежду орнаментом правильно, чтобы сохранялся смысл. Орнаменты мастерица разделяет на: информирующие (информация о человеке), орнаменты-обереги, которые существую отдельно у женщин и мужчин, орнаменты, как сакральные знаки, связанные с марийскими богами. Поэтому, её одежда, украшенная тем или иным орнаментом, имеет своё предназначение. 

GuZ1x9MuX_A.jpg

«Современная одежда со старинными марийскими вышивками пользуется спросом у марийцев, и не только. А спрос есть. Потому что в последнее время люди ощущают быструю утомляемость, слабость и подсознательно тянутся к тем знакам, которые благотворно влияют на них. Это происходит подсознательно. Люди приходят и смотрят. Они понимают, что этот орнамент им просто нравится, а почему нравится, не знают. Они не ставят задачу узнать почему. Организм чувствует, и женщина берёт от орнамента что-то для себя, для своего тела, для своей энергии». Так Ираида Степанова сообщила об энергетическом воздействии орнаментов на человека. Человек находит связь с орнаментом, поэтому, выбирает одежду с приглянувшейся вышивкой.

Говоря о том, как современные девушки и женщины носят национальную одежду и украшения, хотелось бы заметить, что многие из них не знают, как носить украшения и национальную одежду правильно.

На национальных праздниках, культурных мероприятиях часто приходится замечать, что молодые девушки приходят одетыми в костюм не для своего возраста и социального положения.

24125159_1606386046071605_347448070968967168_n.jpg

Ираида Степанова:

Девушки не должны носить шымакш, сорока, шарпан и другие головные уборы. Так как они предназначены для женщин. Им больше подойдут платки и головная повязка.

Массивные нагрудные украшения (оберег груди) также девушкам не стоит на себя надевать. Ведь они ещё молоды. На девушках должно быть намного меньше оберегов, чем на женщинах. Ведь женщина отвечает не только за своё здоровье. Её задача родить здоровое потомство. Она вышла замуж, стала женщиной, родила. Она кормит грудным молоком своего ребенка, и, естественно, ей нужно оберегать грудь. Это поток жизненной силы. Вот для чего женщины раньше носили оберег груди. Современные молодые женщины абсолютно не предают этому значение.

Среди украшений выделяются бронзовые, керамические, бисерные украшения в этностиле. Ракушку каури или шӱшер надевают женщины любых возрастов. У женщин они более солидные. У молодых девушек они более лёгкого исполнения, как и более облегчённые шейные украшения.

Не редкостью является и то, что в женской одежде могут встречаться мужские знаки (оберег мужской силы), которые в принципе не должны быть на женщине. Как и на мужской рубашке может появиться женский знак – оберег груди. Разве мужчина кормилец грудью?

Оберег груди (Чызе орол)

Оба знака являются знаками половой зрелости. Их не может носить ребёнок. Для детей шьётся современная одежда с растительными знаками, напрямую говорящими о том, что ребёнок растёт.

Оберег мужской силы (Орма)

Итак, мужчинам, женщинам, девушкам и детям непременно следует надевать одежду для своего возраста и социального положения. И надо интересоваться тем, что ты на себя надел, изучать орнамент на костюме. Только при таком случае вы сможете правильно носить национальную одежду и украшения.

Автор: Надежда Тимофеева.

Смотрите также
Дедушка Мороз, ты где?
Кого люди любят больше: Деда Мороза или Санта Клауса? Кто такой "холодный дедушка", и стильно ли он одевается? Обо всем этом читайте в новом блоге Надежды Тимофеевой.  
Мифы и легенды народа мари: кто такие Овды на самом деле?
У всех народов есть свои мифы, легенды и сказания, через которые они показывают свое «представление о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о богах и героях». Но мало кто знает, что у народа мари распространены былички (устный рассказ человека о его встрече с нечистой силой) об Овдах, легендарных существах женского пола. Есть много версий об их происхождении, но до сих пор нет единого мнения. Тогда кто же такие Овды?
Страх и ненависть в Интернете: малолетние хейтеры на тропе войны
Я довольно долго уже пользуюсь благами интернета, и люблю читать комментарии под различными новостями в контакте или роликами на Youtube. И заметил довольно забавную тенденцию – любая новость про нашу страну сопровождается десятками комментариев типа: «лучше бы раздали бедным!», «опять все разворуют!», «вот в Америке то на зарплаты посмотрите!», «почему у нас ни как в Саудовской Аравии» и прочее и прочее.