+18 °С облачно с прояснениями, дождь
$ - 67.18 руб.
€ - 77.35 руб.

Один на один с Акакием Акакиевичем


В Республиканском театре кукол в очередной раз прошел спектакль «Бедный Акакий» или Петербургская фантасмагория по мотивам Н.В. Гоголя «Шинель». Впервые я смотрел эту постановку почти 5 лет назад, и поэтому, когда мне подвернулась такая возможность, я не преминул посетить ее повторно и вновь окунуться в удивительный и мистический мир Гоголя, воссозданный в необычном, кукольном формате. Поверьте, оно того стоило!

phoca_thumb_l_img_7490 — копия.jpg

Кукольный театр для взрослых. Для многих сегодня это словосочетание кажется несколько необычным. Оно и понятно, ведь все мы выросли на осознании того, что куклы – это игрушки для детей, а подобные театры ориентированы исключительно на публику самого маленького возраста.

Друзья, я развею ваши заблуждения, ну, по крайней мере, надеюсь на это. Не зря же я ходил на кукольный спектакль для взрослых «Бедный Акакий». Но прежде чем делиться с вами своими впечатлениями (а их поверьте, превеликое множество), давайте немного углубимся в историю создания самого кукольного театра. Поверьте, это нам поможет в дальнейшем. Итак, поехали. Обещаю, я буду краток.

phoca_thumb_l_img_7145.jpg

Куклы – как проводники к нашему подсознанию

Кукольный театр появился на шумных городских улицах еще в средних веках, где крикливая толпа заглушала тихий голос искусства. Дабы привлечь внимание, артисты использовали яркие куклы и изображали старинные ритуалы. В кукольных спектаклях не старались изумить зрителя длинными диалогами, зато публику ожидала быстрая смена действий.

Танцевальные ритмы, эксцентричные жесты, острые темы, а порой, совсем недетские сюжеты – так выглядел кукольный театр на заре своего существования. Впрочем, его истоки находятся еще глубже - в первобытных временах, когда человек жил в сообществе своего племени и обитал в укромных пещерах.

phoca_thumb_l_img_7232.jpg

Каждое такое племя обладало своим тотемом, то есть священным животным, которому они поклонялись и которое восхваляли. По верованиям тех времен, тотем был наделен магической силой. К нему относились с большим уважением, почтением, ему молились и приносили жертвы и порой даже человеческие.

В большинстве племен было заведено изготавливать своеобразное символическое отображение тотема. С подобным олицетворением божества проводились разнообразные ритуалы, что должно было способствовать удаче.На Руси также было принято создавать подобные тотемы. Они представляли собой небольших кукол, в задачу которых входило оберегать детей от всякой нечисти, порчи и сглаза, а во время разных празднеств, исполнять роль божества.

phoca_thumb_l_img_7369.jpg

Постепенно, с развитием культуры общества, эти обереги стали просто детскими игрушками. Они помогали инсценировать жизненные ситуации, и воплощать в игре придуманные забавные истории. Как мы видим, издавна куклы несли сакральный смысл, и до сей поры они вызывают у нас некое мистическое благоговение. Этим частенько пользуются и актеры современных кукольных театров, воссоздавая на сцене историю, полную сакрального смысла, символизма и гипербол, заставляя нас вновь и вновь спускаться в самые глубины своего подсознания и генетической памяти.

phoca_thumb_l_img_6945.jpg

Действие началось уже в фойе

Простите, обещание не сдержал и растекся мыслью по древу. Но все эти словеса помогут вам понять всю ту бурю эмоций, что посетили меня при просмотре этого спектакля. Итак, вся эта фантасмагория начинается еще до начала выступления — инсталляция в фойе представляет передвижной «мемориальный музей» Акакия Акакиевича, экспонаты выполнены с любовью, остроумием и художественным мастерством, в черно-белом графическом стиле.

IMG_6572.JPG

В кулере — отнюдь не вода, а «слезы бедного титулярного советника, помогающие нерадивым работникам избавиться от гордыни и высокомерия, если втирать их в виски и затылок». На полу — огромная карта Санкт-Петербурга с объемными бумажными домами и кошками на крышах. Атмосферу дополнили три персонажа на пружинных ходулях, которые с портняжными метрами предлагали гостям пошить им шинель из любой ткани на выбор и сыпали на головы зрителей снег Петербурга. Таинство началось!

IMG_6581.JPG

Я в Петербурге!

И вот мы в зале. Гаснет свет и начинается пролог, который сразу же бьет наповал любого неискушенного зрителя. На фоне беснующейся вьюги появляется трогательное, закутанное в пуховые платки по самое не могу, трио – Хрупкая женщина (Анна Дергач – исполнительница роли Акакия Акакиевича) и две девочки, примерно трех и шести лет. Они жалобными голосками поют песню под шарманку и танцуют под аккомпанемент завывающей вьюги.

IMG_6550.JPG

Эта темная, мрачная, холодная сцена дает настроение на весь оставшийся спектакль. Все полтора часа, что идет пьеса, я не ощущал зрителей рядом, не обращал внимание на мелькавших на заднем фоне актеров и вовсе забыл, что нахожусь в осенней Йошкар-Оле.

Нет, я был один на один с Акакием Акакиевичем в застуженном, мерзлом Петербурге с его трескучим морозом в 9 часу утра, именно в тот момент, когда всем надо идти на работу.

В очередной раз я подивился и восхитился необычному ходу, используемому в этой постановке - огромные куклы шинели в три человеческих роста были и персонажами, и декорациями, еще больше увеличивая гротеск никчемности и незначительности жизни вечного титулярного советника. Впрочем, это не мешает сопереживать главному герою и с тихой грустью ждать неминуемой трагичной развязки.

phoca_thumb_l_img_7018.jpg

Я часто хожу в театр, и в основном не один. Чаще всего рядом со мной мои близкие или друзья, но в этот раз я был рад, что рядом со мной на спектакле «Бедный Акакий» не было никого. У каждого из нас есть мысли и чувства, которые хотелось бы переживать и осмысливать в одиночестве.

phoca_thumb_l_img_7779.jpg

Я благодарен артистам кукольного театра и лично Акакию Акакиевичу, что они помогли мне побыть наедине с собственным подсознанием, с тайными переживаниями и страхами. Это был действительно сильный спектакль. Действительно сильный….

Смотрите также
То ли сказка, то ли быль на сцене Театра им. Шкетана
Друзья, по всей видимости, я становлюсь ярым поклонником творчества театральной труппы Марийского национального театра драмы им. Шкетана. Каждый раз, приходя на очередную постановку, я открываю для себя новую грань мастерства актеров.
«Любовь и голуби» на марийской сцене
Журналист сказал  –  журналист сделал. Как мы вам уже обещали, дорогие читатели, мы продолжаем серию рецензий на различные культурные мероприятия города. В этот раз мы снова оказались в Марийском национальном театре драмы имени Шкетана, где смогли насладиться постановкой «Любовь и голуби» по одноименной пьесе Владимира Гуркина. И поверьте, «насладиться» я использовал не для красного словца.  Впрочем, все по порядку.