-7 °С облачно
$ - 66.42 руб.
€ - 75.22 руб.

Марийский Новый Год: что подают к праздничному столу в нашей республике?

christmas-table-1909796_960_720.jpg

Скоро Новый год – праздник, которого очень ждут и к которому начинают готовиться заранее. Дед Мороз, ёлка, мандарины, фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» - это те атрибуты, без которых нельзя представить Новый год. Ну, и, конечно,  праздничный стол, который так и ломится от яств. Мы решили узнать, что же помимо оливье и селёдки под шубой будет на столах жителей Марий Эл и будут ли там присутствовать традиционные марийские блюда. 

Накормить, напоить и в баньке попарить

«Перкан лийже!» –– так обычно у марийцев принято желать приятного аппетита во время трапезы. Но эта фраза имеет более глубокий смысл: так марийцы желают своим гостям достатка, благополучия в жизни, чтобы их дом был полной чашей, а стол –– хлебосольным.

Марийцы очень гостеприимный народ. С давних пор, чтобы встретить уважаемых гостей, хозяева наводили порядок в доме, готовили еду, обязательно топили баню для гостей. Чтобы встретить гостей, хозяин дома выходил за ворота и приглашал их в дом. А в доме уже был накрыт праздничный стол. Заходя в дом, гости ставили на стол свои гостинцы (йокма), так как по традиции они всегда приносили с собой своё угощение. Сначала за столом пробовали гостевой хлеб, а потом хозяева угощали своими приготовленными блюдами и напитками. При этом они в честь гостей пели застольные песни. Гости взамен за гостеприимство хозяев также отвечали песней. Гости обычно оставались на два дня; когда они уезжали, хозяева, соблюдая традиции, отправляли с ними свои угощения.

17806-FX-8-0-13-4-0-1-90-11-17-64-54.jpg

Ольга Калинина, сотрудник МарНИИЯЛИ им. В. М. Васильева:

В обычной жизни марийцы перед тем, как приступить к приготовлению еды и к трапезе, всегда обращались к Богу и просили его о различных благах. Если говорить о правилах поведения за столом, сначала за стол садился хозяин дома, а за ним — остальные члены семьи, у каждого из них было своё место. Когда приступали к еде, первыми пробовали блюдо взрослые, а после них дети.

В основном правила поведения за столом соблюдались во время обрядовых праздников. Никто не садился за стол и не прикасался к еде, пока глава семьи не прочтёт молитвы. Во время традиционных и семейных праздников всегда присутствовал почитаемый в семье Юмын таҥ (духовный наставник), который участвовал в религиозных обрядах и молениях. Юмын таҥ всегда садился за столом рядом с главой семьи.

carnival-638046_960_720.jpg

Наши блины в книге рекордов Гиннеса

Так как марийцы издавна селились около водных источников и лесов, традиционная пища включала в себя продукты охоты, рыболовства и собирательства. Кроме этого, марийцы издревле занимались пчеловодством, поэтому в рационе питания заметное место занимает мед.

Продукты земледелия: мука (ложаш) и крупа (шӱраш) также активно использовались в приготовлении еды. Из различных злаков пекли хлеб (кинде), пресный хлеб (шергинде), лепёшки (салмагинде, оварчык, эгерче), блины (овсяные, гречишные, пшеничные, картофельные), ватрушки (перемеч) и пироги (когыльо) с разными начинками, вареники (подкогыльо), и многие др.

photo_file_47207_l.jpg

Более известными являются традиционные марийские слоёные блины (коман мелна), которые в 2017 году попали в Книгу рекордов Гиннеса. (В этом году в Йошкар-Оле соорудили самую высокую стопку блинов, сей факт и был зарегистрирован специалистами. прим. ред). Горные марийцы славятся круглыми пирогами с мясной начинкой – кыравец. У марийцев, проживающих за пределами Республики Марий Эл, традиционная кухня обогащается кухней соседствующих с ними народов (татар, удмуртов, чувашей, русских и др.).

Мучные изделия пеклись как для ежедневного питания, так и для праздников и обрядов. Хлеб (кинде) используется в ежедневном питании, а также является неотъемлемым атрибутом  празднично-обрядового стола. Хлеб у народа мари почитался издревле. Не зря в народе бытуют пословицы о хлебе: «Киндылан нимо ок шу» (С хлебом ничто не сравнится), «Кинде деч кугу от лий» (Выше, важнее хлеба не будешь). Из круп варили каши. В обычные дни готовили на воде или молоке, во время праздников или обрядов – на мясном бульоне.

Мясо (шыл), молоко (шӧр) и продукты его переработки – творог (торык), масло (ӱй), яйца кур (муно) являлись продукцией животноводства. Мясо в основном употребляли осенью и зимой, а также во время обрядов и молений с жертвоприношением. Летом мясо заменяла рыба и растительная пища.

Кровь домашних животных (вӱр) также использовался во время готовки. Биточки (вӱр чуҥга), кровяная колбаса (вӱр сокта) нередко встречались на столах марийцев. Даже сейчас кровяная колбаса пользуется спросом у посетителей в местах общественного питания (кафе, ресторан).

krovjanka.jpg

Натуральные продукты природы были незаменимыми и полезными атрибутами марийской кухни. Рацион марийцев обогащался дичью, рыбой, лесными ягодами, грибами, дикорастущими растениями и пр.

Традиционными напитками марийцев являются хлебное хмельное пиво (пура, сыра), пиво с использование ячменного, овсяного, ржаного солода, свекольный квас (пура), брага-медовуха (пӱрӧ), напитки из лесных ягод.

Надо заметить, что пища для ежедневного потребления заметно отличалась от праздничного.

Ольга Калинина, сотрудник МарНИИЯЛИ им. В. М. Васильева:

Считается, что пища у марийцев была скудной. Позволю себе не согласиться с этим, потому что учёные-этнографы, историки и другие в своих трудах указывают на разнообразие марийских блюд, на множество способов их приготовления.

Собаке нужно мясо!

В настоящее время многие блюда из традиционного рациона питания забылись или редко готовятся, а способы переработки и приготовления продуктов канули в историю. Пища готовится по-новому. Печь чаще стала заменять газовая плита и духовка, продукты для приготовления еды, покупаются в магазине. Конечно, такой образ жизни больше характерен для городских жителей. Сельские жители продолжают выращивать овощи, фрукты и ягоды, держать скотину. Именно в глубинке ещё сохраняется традиционный способ приготовления пищи.

christmas-581754_960_720.jpg

Современной хозяйке стало легче готовить, радовать своих близких новыми блюдами. Ведь для этого есть все условия. Но что же они предпочитают готовить? И присутствует ли на их столе традиционная марийская пища? Об этом мы решили узнать у самих хозяек. Опрос показал, что девушки и женщины готовят марийские блюда чаще по праздникам и значимым событиям, чем в обычные дни. Из часто упоминаемых марийских блюд и мучных изделий они выделяют пулашкамуно (омлет), салмамуно (яичная запеканка), перемеч (ватрушки), подкогыльо (вареники), когыльо (пироги), мелна (блины), ӱяча (колобочки из теста), туара (сырники, творожники), палыш (круглый обрядовый пирог с мясом и крупой), сокта (кровяная колбаса). Как сказали хозяйки, на новогоднем столе у них в числе современных блюдо будут и отдельные традиционные – в основном мясные, так как в год Собаки на столе должны присутствовать блюда из мяса. Так что порадуйте символ Нового Года на славу, да и себя не забудьте! 

Автор: Надежда Тимофеева.

Смотрите также
Дедушка Мороз, ты где?
Кого люди любят больше: Деда Мороза или Санта Клауса? Кто такой "холодный дедушка", и стильно ли он одевается? Обо всем этом читайте в новом блоге Надежды Тимофеевой.  
Мифы и легенды народа мари: кто такие Овды на самом деле?
У всех народов есть свои мифы, легенды и сказания, через которые они показывают свое «представление о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о богах и героях». Но мало кто знает, что у народа мари распространены былички (устный рассказ человека о его встрече с нечистой силой) об Овдах, легендарных существах женского пола. Есть много версий об их происхождении, но до сих пор нет единого мнения. Тогда кто же такие Овды?
Страх и ненависть в Интернете: малолетние хейтеры на тропе войны
Я довольно долго уже пользуюсь благами интернета, и люблю читать комментарии под различными новостями в контакте или роликами на Youtube. И заметил довольно забавную тенденцию – любая новость про нашу страну сопровождается десятками комментариев типа: «лучше бы раздали бедным!», «опять все разворуют!», «вот в Америке то на зарплаты посмотрите!», «почему у нас ни как в Саудовской Аравии» и прочее и прочее.