+7 °С ясно
$ - 66.25 руб.
€ - 78.08 руб.

Живопись в движении: как мультипликация стала искусством

Живопись в движении: как мультипликация стала искусством

В прошедшую субботу мир праздновал «Международный день анимации». Именно в этот день, 28 октября 1892 года, художник Эмиль Рейно представил публике первый немой мультипликационный фильм под названием «Кружка пива». К сожалению, ни одной копии этого мультфильма не осталось, однако день, когда люди впервые увидели на экране нарисованные движущиеся картинки, навсегда остался в истории.

Emile_Reynaud_y_el_Teatro_óptico.png

Художники со всего мира, вдохновленные возможностями новинки «cinema», начали свои эксперименты, пытаясь создавать при помощи кистей и карандашей нечто до сих пор невиданное. Движение, а потом и звук, дали живописи совершенно новое пространство для творческого поиска. Теперь стало возможным с помощью нехитрых устройств создавать на экране динамичные сюжеты и образы, запечатлеть которые раньше могли лишь руки самых искушенных мастеров.

Передовые технологии, которым в конце XIX века что только не пророчили, не смогли убить живопись и дух искусства, царивший в мастерских художников. Наоборот, появилось новое пространство для творчества, а точнее – время. Статичные образы пришли в движение, создавая для автора дополнительные степени свободы самовыражения.

717scowc4swje9fmj6op8gp1r0v.jpg

Признание к анимации, как к полноценному новому виду искусства, пришло далеко не сразу. В начале XXвека мультипликация становилась уделом авангардных художников, зачастую не понимаемых обществом, однако доступность анимационных технологий вскоре превратила мультфильмы в по-ярмарочному «детский», несерьезный аттракцион.

С того момента, как Эмиль Рейно впервые показал людям «движущихся человечков», анимации пришлось ждать еще 110 лет пока к ней, наконец, пришло признание, как к искусству. В 2002 году по инициативе группы французских художников официально был учрежден День анимации.

42692614.esvcjngwq0.jpg

Россия присоединилась к празднованиям только в 2007 году. 28 октября наши соотечественники посвятили памяти Александра Михайловича Татарского, выдающегося советского и российского аниматора, авторству которого принадлежат такие нетленки, как «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег» и «Следствие ведут колобки».

file_62afb39.jpg

По инициативе «Союзмультфильма» сегодня по всей стране организованы интерактивные площадки, где можно ознакомиться с историей мультипликации. Традиционно, в День анимации проходят выставки, в прокат выходят немые мультфильмы и редчайшие ленты великих авторов.

news_detailed_picture.jpg

На сегодняшний день искусство и коммерция слились в мультипликации причудливым образом, создав на экранах кавалькаду идей и сюжетов, помноженную на конвейерное производство. Практически каждый месяц родителям приходится отбиваться от надоедливых детишек, желающих посмотреть в кино на очередные приключения веселых зверушек. Так и разориться недолго.

Не стала ли современная анимация простым и бестолковым аттракционом, без какой бы то ни было смысловой нагрузки? Или же начался новый виток развития жанра? Об этом и не только мы решили поговорить с компетентным человеком. А кто может быть более сведущим в делах художников, нежели художник.

JF0lrgMCZxw.jpg

Знакомьтесь, Иван Стан, фрилансер и свободный художник из Йошкар-Олы.

Иван, можно сказать, что стадию «художника-новичка» вы давно прошли. Когда вообще начали рисовать?

Рисовать начал очень давно, с раннего возраста появилась тяга к порче различных поверхностей. В детстве любил смотреть телепередачи о животных и природе. Очень вдохновляло. Также был поклонником различных мультиков, фантастических фильмов. Почему-то всегда притягивали антагонисты, их темная сторона. Быть может из-за того, что их история была не до конца раскрыта.

a9EeO-kLTek.jpg

Учились на художника?

Проучился в художественной школе 6 лет, и 5 лет в художественном училище. Конечно, больше всего работал и рисовал по учебной программе, но в свободное время творил для себя. Меня всегда привлекали какие-то фантастические сцены. Хотелось уйти от повседневности, и погрузиться в свои фантазии.

InVyzD70Jjg.jpg

Есть любимые живописцы?

Нравятся художники, работающие в «реализме», но при этом являюсь ярым поклонником таких мастеров-сюрреалистов, как Гигер и Бексиньский.

7haBpTJxHXM.jpg

В каких техниках работаете? Что нравится больше и почему?

Работаю я и в «цифре», и в традиционных техниках. Думаю, что одно другому не мешает, а, наоборот, даже помогает. Не всегда понимаю современных художников, которые с головой ушли в цифровую графику. С их слов холст и масло - это прошлый век, устаревшие инструменты, которые стоит забыть. С этой точкой зрения я категорически не согласен, ибо художник должен работать в любом вне зависимости от материалов.

WSl3WINeeXY.jpg

Некорректно спрашивать художника о деньгах, поэтому спрошу о другом. Не убивает ли коммерция искусство?

Куда же без коммерции. Сегодня трудно создать что-то стоящее, а ещё труднее это продать. Многие художники теряют свое творческое начало, и начинают просто штамповать однотипные картинки, которые публика воспринимает на ура. Творчество превращается в некое финансовое ремесло. Пусть работа и дает доход, но не стоит забывать и о собственном Я.

ULzexiaAQN0.jpg

Как относитесь к современной мультипликации? Смотрите что-то?

Современные мультфильмы от крупных компаний обхожу стороной. Меня куда больше привлекают работы малоизвестных студий и авторов. Просто стоит посмотреть некоторые короткометражки, и сразу ощущаешь, что эта картина создана с душой.

GTyMeS_gexE.jpg

К слову, не убила ли компьютерная графика ту самую «ламповую» анимацию, когда входу были кисти и краски, или планшет это просто один из инструментов?

Компьютерная графика успешно вытеснила более традиционные виды создания анимации, стоит даже взглянуть на последние мультипликационные новинки. Но все равно есть энтузиасты, сохраняющие старые традиции, что, безусловно, радует.

R3mqPURRF-s.jpg

Каким видите дальнейшее развитие жанра анимации?

Даже и не знаю что сказать. Многое в этой сфере идет по второму кругу, повторяется, но с другой стороны, создание мультфильмов стало более доступным. Любой человек может сделать сам свою анимационную работу, стоит лишь освоить нужные программы. В любом случае, если человек будет делать это без души, то появится очередной клон.

2HwIolNhxN0.jpg

Что думаете о роли в обществе художника и искусства сегодня?

Сейчас у большинства сложилось не самое хорошее мнение о художниках. Многие ставят эпатаж на первое место, не придавая значения более глубокому смыслу. Художник должен быть свободным от политики, от религии, ибо это рамки, которые сдерживают  его мысли и полет творчества.

Спасибо Ивану за беседу, а вам, дорогие читатели, мы пожелаем творческих сил. И, конечно же, смотрите только хорошие мультфильмы!

Автор картин: Иван Стан.